Обзор основных направлений налоговой политики

Минфин РФ подготовил проект Основных направлений налоговой политики (ОННП). Парламентские слушания пройдут 2-го июня в Государственной Думе РФ. Мы подготовили краткий обзор тех мер, которые заслуживают внимания.

ОННП не могли обойти текущую геополитическую ситуацию, поэтому в преамбуле отмечено, что налоговая политика должна отвечать современным глобальным вызовам, среди которых, прежде всего, санкции.

Консолидированная группа налогоплательщиков (КГН)

Вопросу КГН посвящено несколько разделов ОННП, поскольку этот режим часто критикуется и становится предметом различных манипуляций. Напомним, в 2015 году действует мораторий на создание новых КГН. В связи с этим Минфин РФ приводит цифры об изменениях поступлений в 2014 году при применении КГН. В частности, в 53 регионах (62%) выросли поступления по налогу на прибыль, в 32 (38%) - снизились.

Наверно, самое важное - это позиция Минфина о нецелесообразности продления моратория на создание новых КГН.

Второй по значимости вывод - признание манипулирования при создании КГН не только налогоплательщиками, но и субъектами РФ. В этой связи предлагается:

  • При создании КГН в нее должны входить все общества с долей владения в 90%, а не по выбору налогоплательщика.

  • Обеспечить доступ органов субъектов РФ к налоговой тайне участников КГН с целью планирования региональных бюджетов.


Деофшоризация

Пожалуй, самый краткий раздел ОННП.

Одна из важных и спорных вещей - это обложение прироста стоимости активов (capital gain) при ликвидации КИК. ОННП прямо указывает на желание обложить этот прирост, только не в момент ликвидации КИК, а при дальнейшей реализации активов. Очевидно, что такой подход нивелирует те немногочисленные плюсы добровольного раскрытия и (или) ликвидации КИК.

Отмечено, что Россия активно участвует в BEPS и в целом мы в тренде. Автоматический обмен информацией по-прежнему планируется запустить в 2018 году. Уточнение правил по CFC будет продолжено после финальной версии соответствующего доклада.


Налог на прибыль

По налогу на прибыль предлагается ряд мер:

  • Увеличить лимит для признания имущества основными средствами до 80 000 - 100 000 руб.

  • Льготы для новых производств (greenfield) - возможность региону снижать ставку на 10%, а федеральную ставку до 0%. Планируется с 2016 года.

  • Увеличить в 1,2 - 1,5 раза размер лимита выручки, при которой можно уплачивать лишь квартальные авансовые платежи.


Тонкая капитализация и учет процентных платежей

Здесь достаточно много предложений:

  • Режим минимальной процентной ставки в 0% предлагается продлить и, возможно, сделать ее постоянной. Подробнее об этих изменениях мы писали в нашем алерте.

  • Предлагается рассмотреть вопрос о распространении правил тонкой капитализации на финансирование внутри страны. Будет работать переквалификация процентов в дивиденды, но будет применяться льгота к дивидендам по стратегическому участию.

  • После выхода финальных рекомендаций ОЭСР "Ограничение возможностей размывания прибыли компаний за счет процентных платежей " в рамках реализации п.4 Плана BEPS, будут вноситься изменения в национальное законодательство.


НДС

Вновь поднят вопрос о целесообразности обложения авансовых платежей. Однако, вместо отмены взимания налога, предложено упростить начисление и принятие НДС к вычету по таким операциям. Не очень понятно, что можно упростить с вычетами по авансу, особенно для случаев, когда аванс засчитывается ежемесячно в течение длительного периода.

В качестве антикризисной меры предлагается унификация порядка осуществления вычета НДС по приобретенным товарам (работам, услугам, имущественным правам), связанным с операциями, облагаемыми по ставке 0 % с порядком, действующим для вычетов, связанных с операциями, облагаемыми по ставкам 10 и 18%.

Подобная инициатива рассматривается на фоне введения новой расширенной формы декларации по НДС и перехода налоговых органов на углубленные камеральные проверки с использованием специальных средств автоматизации. Наличие последних, по всей видимости, позволяет налоговым органам не усматривать дополнительных рисков, связанных с упрощением заявления вычетов НДС.

В части НДС стоит отметить еще следующие предложения:

  • Заявительный порядок возмещения могут использовать участники холдинговых структур, если будет поручительство материнской компании и такая компания в течение последних трех лет уплатила не менее 10 млрд. руб. налогов.

  • Будут уточнения по определению налоговой базы в отношении авансов в иностранной валюте.

  • Скорректируют расчет налоговой базы при реализации имущественных прав на нежилые помещения, кроме гаражей и машино-мест.

  • С бизнес-сообществом планируется обсудить международную практику по телекоммуникационным услугам. Видимо, за такой формулировкой скрывается проблема обложения НДС "цифровых услуг", таких как: видео и музыкальные сервисы, игры и т.п.


Налоговое администрирование

ОННП предлагается ввести предварительные разъяснения по обложению планируемых сделок ( аналог tax ruling). Однако никакой конкретики по данному вопросу не раскрывается. Напомним, что этот вопрос имеется в дорожной карте по налоговому администрированию.

В целях расширения возможностей налогоплательщиков для проявления должной осмотрительности предлагается дать доступ к показателям налоговой отчетности контрагентов, их численности персонала, сумме уплаченных налогов. Сомнительная мера, от которой вряд ли стоит ждать результатов. Ибо не стоит надеяться на то, что претензий не будет, если контрагент отразил в отчетности реализацию, а с вычетами что-то наколдовал. При таком раскладе это больше похоже на перекладывание с больной головы на здоровую.

Также обозначена проблема введения общего запрета на избежание налогообложения (GAAR) и необходимость введения этих правил в Налоговый кодекс. Кроме того. Пленум ВАС РФ по необоснованной налоговой выгоде не предусматривает, по мнению Минфина, все возможные способы злоупотреблений. Видимо, где-то в мире есть священный манускрипт, где описаны все-все-все способы, и он будет найдет. Здесь стоит обратить внимание на законопроект по аналогичной теме, который рассматривается в ГосДуме. Правда, там даже не пахнет отдаленными аналогами GAAR, а предлагается отказывать в вычетах и расходах, если подпись на счетах-фактурах не та или подписант отказывается от факта их подписания.


Трансфертное ценообразование

Признается, что контроль за внутрироссийскиими сделками обременителен, поэтому предлагается вернуть финансовый порог по таким сделкам к значениям переходного периода - 2 или 3 млрд. руб. В дальнейшем данный порог будет корректироваться на уровень инфляции.

Предлагается ввести критерий существенности, от которого будет зависеть необходимость предоставлять документацию или необходимость проведения контроля. В качестве примера предложен такой вариант: если сумма доходов по сделке составляет менее 5% доходов по всем сделкам между этими сторонами, но не превышает 10 млн. руб.

Из укрупненных изменений, которые будут в ближайшее время будут реализовываться, следует отметить:

  • Пересмотр требований к раскрытию информации о контролируемых сделках с учетом предложений ОЭСР. Возможно, есть надежда, что РФ перестанет быть единственной страной, требующей пооперационного раскрытия сделок.

  • Порядок применения методов ценообразования будет уточнен.

  • Будут уточнены полномочия ФНС РФ и территориальных инспекций при контроле за ценами. Этот аспект крайне интересен в свете уже набравшего силу тренда, когда контроль за ценами осуществляют ИФНС, а не центральный аппарат.Однако, в какую сторону планируется уточнять компетенцию, в ОННП не поясняется.


Налог на имущество

Основные изменения будут касаться функционирования льготы в отношении движимого имущества. в ОННП отдельно указывается, что введенная льгота в 2013 году была в использовалась налогоплательщиками для освобождения от обложения старого, а не нового имущества. Это потребовало изменений, которые вступили в силу с 2015 года.

Минфин признает, что новое регулирование тоже имеет проблемы. В частности, если имущество получено в рамках реорганизации, даже если ранее имущество правомерно освобождалось от налога.

В этой связи будет проводиться мониторинг и в рамках расширения обложения недвижимости по кадастровой стоимости льготу по движимому имуществу будут расширять.


P.S. Интересующиеся для расширения кругозора могут почитать аналогичный документ, подготовленный, как принято говорить, нашим партнерами из US Treasury.

Фото: Виктор Капустин

Кстати, не забывайте подписываться на наши алерты. Форма подписки по ссылке.